Адаптация - приспособление человека к окружающим условиям. Адаптация включает:

  1. Приспособление организма к устойчивым изменяющимся условиям среды.
  2. Приспособление к ближайшему социальному окружению, взаимодействие человека с окружающими людьми и его активная деятельность.

Адаптация делится на:

  • легкую;
  • средней тяжести;
  • тяжелую.

Адаптация легкая: когда отрицательное эмоциональное состояние малыша длится не долго. В течение первого месяца после поступления в ясли нормализуется настроение, сон, аппетит.

Адаптация средней тяжести: эмоциональное состояние малыша нормализуется более медленно и на протяжении первого месяца после поступления он болеет, как правило, респираторными инфекциями.

Адаптация тяжелая - самая нежелательная. Эмоциональное состояние нормализуется очень медленно. Иногда этот процесс длится несколько месяцев. В этот период ребенок либо переносит повторное заболевание, часто протекающее с осложнениями, либо ребенок проявляет стойкое нарушение поведения (плачет, зовет маму, старается спрятаться, сидит в приемной и т.д.) тяжелая адаптация отрицательно влияет на состояние здоровья и на развитие детей.

Труднее всего адаптируются к новым условиям дети с 1 года до 2 лет. После 2 лет значительно легче могут приспосабливаться к новым условиям жизни. Это объясняется тем, что к этому возрасту, малыши становятся более любознательными, их можно заинтересовать игрушками, занятиями. Дети лучше понимают речь взрослых, их легче успокоить, у них есть опыт поведения в разных условиях, опыт общения с разными людьми.

Объективными показателями окончания периода адаптации являются:

  1. Спокойный, продолжительный сон.
  2. Хороший аппетит.
  3. Бодрое эмоциональное состояние.
  4. Ребенок легко идет на контакт с взрослыми.
  5. Ребенок ищет общения со сверстниками.
  6. Проявляет интерес к окружающему.
  7. Осваивает все пространство групповой комнаты, участка, не боясь удаляться от взрослых.
  8. У ребенка полное восстановление имеющихся привычек и навыков.
  9. Активное поведение.
  10. Соответствующая возрастная прибавка в весе.

Адаптационная программа имеет цели:

  1. Создать комфортное, безболезненное психологическое состояние детей, обеспечить естественный процесс адаптации детей раннего возраста.
  2. Сохранить психолого-эмоциональное благополучие детей в период адаптации.
  3. Снять напряжение родителей, вызванное тревогой за своего малыша в адаптационный период.
  4. Скоординировать взаимодействие всех служб дошкольного учреждения и семьи по оказанию помощи ребенку в период адаптации.
  5. Создать атмосферу сотрудничества воспитателей с родителями.
  6. Сформировать у родителей положительные ассоциации, связанные с дошкольным учреждением.
  7. Программа предусматривает выполнение всех ее положений общими усилиями администрации, педагогов, родителей, психолога, медицинских работников.

Памятка для родителей:

Расти, Росток, расти

Ваш малыш пришел в детский сад. Для него началась новая жизнь. Чтобы ребенок вступил в нее радостным, общительным повзрослевшим, хотим предложить несколько рекомендаций:

  • Постарайтесь создать в семье спокойную дружескую атмосферу.
  • Установите четкие требования к ребенку, будьте последовательны в их предъявлении.
  • Будьте терпеливы.
  • Формируйте у детей навыки самообслуживания и личной гигиены.
  • Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения с взрослыми.
  • Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте его внимательно.
  • Если вы увидите, что ребенок что-то делает, начните «параллельный разговор» (комментируйте его действия). Говорите с малышом короткими фразами, медленно: в разговоре называйте как можно больше предметов. Давайте простые, понятные объяснения.
  • Спрашивайте у ребенка: «Что ты делаешь?». На вопрос «Почему ты это делаешь?» он ответит, когда подрастет. Каждый день читайте малышу.
  • Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления.
  • Вместе с малышом занимайтесь творческой деятельностью: играйте, лепите, рисуйте...
  • Поощряйте любопытство.
  • Не скупитесь на похвалу.

 

© 2016, Детский сад № 32 г Братск